Воспитательная работа
В последнее время законодательные документы, формирующие государственную политику в области образования, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.
Возрождение российского общества и модернизация образования призваны решать проблемы воспитания современной молодежи. Появление новых требований со стороны общества к личности молодого человека требует от педагогов и воспитателей поисков новых подходов к воспитанию, создание условий для решения каждой личностью таких задач, как самосознание, самоопределение, самореализация и саморегуляция. С этой целью в образовательных учреждениях разрабатываются воспитательные концепции и системы.
В основу воспитательной работы в МБОУ «Иловской СОШ им. Героя России В.Бурцева» положена концепция воспитательной деятельности «Школа гражданского становления: развитие личности ребенка на основе общечеловеческих ценностей».
Содержание воспитательной концепции составляет вечные общечеловеческие ценности — Здоровье, Отечество, Знание, Культура. Ориентация на эти ценности определяет данное направление воспитательной деятельности нашего педагогического коллектива, то есть основные сферы жизнедеятельности:
- Сфера познания и развития интеллекта (учеба, информация, знания).
- Сфера практической деятельности (трудовая деятельность).
- Сфера игры (игровая деятельность, развлечения и праздники).
- Сфера культуры и искусства (художественное творчество).
- Сфера физического развития (реализация физических возможностей).
- Сфера отношений (взаимоотношения с живой и неживой природой).
- Сфера нравственно-этических знаний (познание своего собственного «Я», окружающих людей, взаимодействие с ними).
Воспитательная система — целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъектов, целей и задач, создания и способов деятельности) и обладающий такими интерактивными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Любая воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного — того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и школьников, окружающий его средой, социумом.
Цель нашей воспитательной системы: формирование всесторонней гармонично развитой личности, готовой к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира, к саморазвитию и самореализации с опорой на общечеловеческие ориентиры: Здоровье, Отечество, Знание, Культуру и на основе внедрения современных педагогических технологий. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- Создание условий для возникновения у ребенка потребности присвоения общечеловеческих ценностей. Здоровье, Отечество, Знание, Культура — через организацию разнообразной творческой личности и общественно значимой деятельности.
- Создание условий для учреждения и сохранение здоровья учащихся.
- Создание условий для успешного самоутверждения учеников в формах общественно-полезной деятельности и поведения, обретение необходимого социального статуса среди сверстников.
- Психолого-педагогическое просвещение учащихся, обучение их делать правильный выбор, принимать обоснованное решение, обучение приемам самосознания, самоуправления, саморегуляции и саморазвития.
- Создание условий для индивидуальной траектории развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями.
- Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагога как воспитателя.
При организации учебно-воспитательного процесса педагогами школы используются следующие образовательные технологии:
- Личностно-ориентированный подход.
- Интеграция познавательной деятельности в урочной и внеклассной работе.
- Дифференцированное обучение.
- Модульное обучение.
- Технология развивающего обучения.
- Педагогика сотрудничества.
- Проектно — исследовательская методика.
- Игровая технология.
- Культурологическая технология воспитания Н.Е. Щурковой. Воспитательная работа в школе включает в себя 3 взаимозависимых и взаимосвязанных блока:
- Воспитание в процессе обучения.
- Внеурочная деятельность.
- Внешкольная деятельность.
При осуществлении воспитания постоянно происходит расширение возможностей школы. Интеграция социовоспитательного пространства сельского поселения и города Алексеевки: музеи, школа искусств, библиотеки, ДК, ДЮСШ, СЮТ, СЮН, оздоровительный лагерь, детские сады, ДДТ.
Направления
педагогического взаимодействия |
Характеристика личности |
Воспитание свободной личности | Высокий уровень самосознания,гражданственность, образованность, чувство собственного достоинства. Ориентировка в духовных ценностях жизни, свободный выбор жизнедеятельности. |
Воспитание гуманной личности | Милосердие, доброта. Терпимость,доброжелательность, скромность, стремление к миру, понимание ценности человеческой жизни |
Воспитание духовной личности | Понимание красоты и потребность в ней.Поиск смысла жизни. Потребность в познании и самопознании. Эстетический вкус, хорошие манеры |
Воспитание практической личности | Знания, умения, навыки, развитый интеллект.Трудолюбие. Знание основ экономики и компьютерная грамотность. Знание народных и религиозных обычаев. Здоровый образ жизни. |
Реализация концепции осуществляется посредством воспитательных программ:
- «Я — гражданин России»
- «Духовно-нравственное воспитание на традициях русского народа»
- «Школа за здоровый образ жизни»
- «Семья»
- «Одаренные дети»
- «Развитие певческих навыков у детей»
- «У опасной черты»
По каждой программе составлены планы работы, рекомендованы тематика и формы проведения мероприятий.